Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Тисовская средняя общеобразовательная школа – детский сад»
СОГЛАСОВАНО:
Педагогическим советом
Протокол № 01 от 30.08.2025 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директором МАОУ «Тисовская СОШ-ДС»
____________________Н.В.Федосеева
Приказ № 277 от 30.08.2025 г.
Рабочая программа
просвещения родителей детей дошкольного
возраста, посещающих МАО «Тисовская СОШ-ДС»
на 2025 - 2026 учебный год
Тис 2025г.
Содержание программы:
1. Пояснительная записка
2. Основные цели взаимодействия детского сада с семьёй по реализации плана
просветительской деятельности.
3. Задачи взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями
воспитанников.
4. Основные направления и формы взаимодействия с семьёй по реализации плана
просветительской деятельности.
5. Перспективный план взаимодействия с семьями.
Пояснительная записка
Программа просвещения родителей (законных представителей) детей
дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные
организации (далее — Программа), представляет собой документ,
направленный на оказание помощи педагогам дошкольного образования в
определении содержания и форм просвещения родителей.
Цель просвещения родителей (законных представителей) детей —
приобщение родителей к ценностям осознанного и ответственного
родительства, обеспечение поддержки семьи в вопросах образования, охраны
и укрепления здоровья каждого ребенка. Обеспечение единства подходов к
воспитанию и обучению детей в условиях детского сада и семьи, повышение
воспитательного потенциала семьи, а также информирование о правах
родителей и государственной поддержке семей с детьми дошкольного
возраста.
Достижение этих целей возможно через решение определенных задач:
1. Психолого-педагогическое просвещение и информирование родителей
о значимых изменениях в физическом и психическом развитии детей в
дошкольном возрасте, о необходимых условиях для обеспечения
полноценного развития каждого ребенка.
2. Приобщение родителей к ценностям осознанного и ответственного
родительства, как основы благополучия семьи и развития личности
ребенка.
3. Раскрытие родителям важности и особенностей образовательной
работы с детьми дошкольного возраста, понимания включенности
родителей в общее дело воспитания и обучения, развития их детей.
4. Психолого-педагогическая помощь родителям в понимании
возможных принятий возникновения трудностей в развитии ребенка и
путей их преодоления и профилактики, в выборе оптимальной
стратегия взаимодействия с ребенком.
5. Информирование
родителей
о
возможностях
получения
индивидуальной помощи в вопросах укрепления здоровья, обучения и
воспитания детей дошкольного возраста.
6. Выбор оптимальных средств и методов взаимодействия дошкольной
образовательной организации с родителями детей младенческого,
раннего и дошкольного возраста, основанный на выявленных
проблемах семейного воспитания и взаимоотношений родителей с
детьми.
МАОУ «Тисовская СОШ-ДС» включила в план просветительской деятельности
родителей (законных представителей) отдельные темы, формы и тематику
общения с родителями (законными представителями) дошкольного возраста с
учетом содержания Программы в соответствии с запросами родителей и
годовыми задачами ДОО, индивидуальными и возрастными особенностями
воспитанников, их потребностями и интересами, решаемыми организацией
образовательными задачами. Предлагаемая тематика и формы взаимодействия
педагогического просвещения родителей являются примерными и могут быть
творчески преобразованы педагогами.
Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников по реализации
плана просветительской деятельности
Информативно-аналитическое направление и формы взаимодействия
Цель: сбор информации о семьях воспитанников, об общекультурном уровне родителей, о
наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах,
интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации
Используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных
анкетирование
потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для
согласования воспитательного взаимодействия на ребенка.
опрос
Интервью и беседа
Метод сбора первичной информации, основанной на
непосредственном(беседа, интервью) или опосредованном
(анкета)
социально-психологическом
взаимодействии
исследователя и опрашиваемого. Источником информации в
данном случае служит словесное или письменное суждение
человека.
Позволяет получить исследователю ту информацию, которая заложена
в словесных сообщениях опрашиваемых. Содержание беседы должно
быть лаконичное, значимое для родителей, преподноситься таким
образом, что бы побудить собеседника к высказываниям. Педагог
должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать
свою заинтересованность, доброжелательность. Рекомендуется при
проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия, начинать с
нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным
темам.
Тетрадь
взаимодействия
специалистами
с
Цель данной формы – вовлечение родителей в образовательный процесс:
родителями заносятся пожелания относительно качества исполнения
функциональных обязанностей специалистами, воспитателями и
персоналом, находящимся в непосредственном контакте с детьми;
пожелания относительно обеспечения образовательного процесса,
пожелания о получении информации того или иного содержания.
Просветительское направление и формы взаимодействия
Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей. Обогащение родителей
знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Обучение родителей методам и
приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетенции.
Общие
родительские
собрания
Главной целью собрания является координация действий родительской
общественности и педагогического коллектива по вопросам
образования, воспитания, оздоровления и развития детей.
Формирование у родителей воспитательной компетенции через
расширение круга педагогических представлений и знаний;
привлечении родителей к конкретным мероприятиям с их ребенком в
качестве активного участника образовательного процесса. Формы
проведения консультаций:
-квалифицированное сообщение специалиста с последующим
обсуждением;
-обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на
консультацию участниками.
-практическое консультирование по обучению родителей совместным с
детьми формами деятельности, имеющие обучающую направленность
(пальчиковая гимнастика, игры с предметами и др.)
Данная форма способствует повышению уровня
Мастер-классы
родительской
компетенции,
обучению
приемам
педагогической работы с ребенком.
Методы работы:
-демонстрация фрагментов занятий, комментирование их содержания;
-совместная с детьми деятельность;
-игры-тренинги
Имеет две части: теоретическую и практическую.
Групповые родительские Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом
родителей. Форма организованного ознакомления их с задачами,
собрания
содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в
условиях детского сада.
Проводятся с целью сплочения родителей и детского коллектива. Тем
Родительские клубы
самым оптимизируются детско-родительские отношения; помогает по
новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный
контакт между родителями и детьми.
Помогают создать эмоциональный комфорт в группе. Сблизить
Праздники, утренники,
участников педагогического процесса.
мероприятия:
концерты,
соревнования,
спортивные,
музыкальные досуги.
Консультирование
Демонстрируют результат совместной деятельности родителей и
Выставки
работ
детей.
родителей и детей
Наглядно-информативное направление и формы взаимодействия.
Цель: информирование родителей о предстоящей деятельности детей, о результатах работы;
педагогическое просвещение родителей.
Наглядно-информативное направление дает возможность донести до родителей любую
информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и
ответственности.
Направлены на ознакомление родителей с дошкольным
Информационноучреждением,
особенностями
его
работы;
с
педагогами,
ознакомительные
занимающимися воспитанием детей.
-информационные стенды;
-родительские уголки групп (информация в родительском уголке);
-официальные сайты ДОУ;
-социальная сеть «ВКонтакте»;
-режим дня, меню, сведения об учреждении;
-папки-передвижки.
Направлены на обогащение знаний родителей об
Информационноособенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста:
просветительские
-родительский клуб;
-мастер-классы;
-игры;
-тренинги;
-средства социальной рекламы (видеоролики, буклеты, памятки);
-объявления;
-консультации по различным вопросам;
-применение интернет-ресурсов: официальные сайты
ДОУ, социальная сеть «ВКонтакте», мессенджеры, электронная почта и
др.
Перспективный план мероприятий, в рамках реализации программы
просвещения родителей детей дошкольного возраста, посещающих
МАОУ «Тисовская СОШ-ДС»
Месяц
Форма
проведения
Содержание
СТАРШАЯ ГРУППА
Сентябрь Папкипередвижки
Наглядная
информация в
родительском
уголке
Консультации
(в том числе в
социальной
сети в ВК)
Беседы
Памятки,
буклеты
Совместные
мероприятия
Конкурсы
МЛАДШАЯ ГРУППА
«Учимся наблюдать за
«Давайте почитаем. Развиваемся играя.
изменениями в природе.
Игры на прогулке
Давайте поиграем,
Учимся наблюдать»
почитаем»
«Возрастные особенности детей 3 – 4
«Возрастные особенности
года»
детей 5-6 лет»
«Кто есть кто в детском саду»
«1 сентября День знаний»
«День дошкольного работника»
«День окончания Второй
мировой войны»
«День Бородинского
сражения»
«День воспитателя и всех
дошкольных работников»
«Значение режима дня в
«Что вы знаете о раскраске»
жизни ребёнка»
«Воспитание культурно гигиенических
«Выбор друзей»
навыков»
«Приучаем ребенка к
«Первые уроки дружбы»
порядку»
«Какие игрушки нужны детям»
«Международный день
грамотности»
«Светоотражающие
элементы на одежде детей
для безопасности на дороге»
«Осень без простуд»
«Что воспитывает детский
«Как помочь малышу адаптироваться в
сад»
детском саду»
«Игрушка чудовище или чем
опасны современные
игрушки»
«Волшебные слова»
«Кризис 3х лет»
«Антитеррор»
Что делать если… «Если ребенок не хочет
«Что делать при атаке
убирать игрушки», «Если ребенок не
беспилотных летательных
хочет делиться игрушками»
аппаратов»
Рекомендации по безопасности на дороге.
«Автокресло для детей»
«Фликер» Стань заметней на дороге!
«Искру туши до пожара,
беду отведи до удара!»
Поздравление от родителей на День дошкольного работника
Онлайн - игра с родителями «Угадай кто в объективе?»
Муниципальный конкурс
«Краски земли Суксунской»
Акции
Октябрь
Папкипередвижки
Наглядная
информация
Консультации
(в том числе в
социальной
сети в ВК)
Беседы
Памятки
Родительское
собрание
Совместные
мероприятия,
праздники
Совместная с родителями
«Надень на ребенка светоотражатель!»
акция по БДД
«Светлячок»
«Учимся наблюдать за
«Давайте почитаем. Развиваемся играя.
изменениями в природе.
Игры на прогулке.
Давайте поиграем,
Учимся наблюдать»
почитаем»
«День отца», «Дедушки и бабушки»
«День отца»,
«4 октября День защиты животных»
«Международный день
пожилых людей»
«О значении хлеба в жизни
человека»
«4 октября День защиты
животных»
«Собираем ребенка на
«Здоровье детей осенью»
осеннюю прогулку»
«Дети и мультфильмы»
«Роль отца в воспитании
«Часто болеющие дети»
ребенка»
«Игры с мячом для развития речи детей»
«В мире музыки»
«Мультфильмы: польза и
вред»
«Интернет и дети»
«Ребенок не хочет в детский сад»
«Как научить ребенка
уважать старших»
«Правила поведения при
«Возрастные особенности детей 2-3; 3-4
общении с животными»
года жизни»
Общее родительское собрание «»
«Мониторинг на начало
«Мониторинг на начало учебного года»,
учебного года»
«Возрастные особенности детей 2-3; 3-4
«Возрастные особенности
года жизни. Задачи воспитания и
детей 5-6 года жизни»
обучения».
Фотосессия с папами ко Дню отца
Спортивный праздник
«Папа может!»
Развлечение в мл.гр. «Самые любимые, самые
родные-дедушки и бабушки наши дорогие»
Акция по сбору гуманитарной помощи на СВО «Своих не бросаем!»
Конкурсы
Выставка
поделок
Краевой экологический
конкурс «Мое зеленое лето»
Семья Балабенко Нины,
представили видеоролик
«Экология начинается в
семье», в номинации
«Экодом»
Выставка творческих работ бабушек
«Умелые ручки наших бабушек»
Оформление стенгазеты
«С днем бабушек и
дедушек»
Ноябрь
Папкипередвижки
Наглядная
информация
Консультации
(в том числе в
социальной
сети в ВК)
Беседы
Памятки
Выставка
поделок
Совместные
мероприятия
«Учимся наблюдать за
изменениями в природе.
Давайте поиграем,
почитаем» 12 ноября
«Синичкин день»
4 ноября «День народного
единства»
«С днем Матери»
«Государственная символика
России»
«О роли семейных
традиций»
«Роль бабушек в воспитании
детей»
«Как приучить ребенка
носить очки?»
«О детской инициативе»
«Безопасность на дороге»
«Как воспитать маленького
патриота»
«Воспитание финансовой
грамоты у детей
дошкольного возраста»
«Один дома»
«Давайте почитаем. Развиваемся играя.
Игры на прогулке.
Учимся наблюдать»
«День Матери»,
«Синичкин день»
«Если ребенок потерялся»
«Что такое – моя семья?»
«Как провести выходные с ребенком?»
«Как познакомить ребенка с
государственными праздниками»
«Безопасность на улице для малышей»
«Воспитываем речь ребенка»
«Собираем ребенка на осеннюю
прогулку»
«Скандал по всем правилам или как
справиться с детской истерикой»
«Говорят у мамы руки золотые»
«Праздник, посвящённый
«Праздник, посвящённый Дню матери
Дню матери совместно с
совместно с родителями»
родителями»
Единый родительский день
Мастер-класс с родителями и
детьми «Брошь в цветах
российского триколора»
(подарок-талисман для
участников СВО) для
раскрытия волонтерского
потенциала у детей и их
родителей.
Единый родительский день
«Веселые старты»
Экскурсия в Русскую избу
(с. Сыра)
Творческая мастерская
«Русская матрешка»
Декабрь
Папкипередвижки
Наглядная
информация
Учимся наблюдать за
изменениями в природе.
Давайте поиграем, почитаем.
«Безопасная зима»
«История елочной игрушки»
«День неизвестного солдата»
«День добровольца
(волонтера) в России,
«Давайте почитаем. Развиваемся играя.
Игры на прогулке.
Учимся наблюдать», «История новогодней
игрушки»
Консультации
(в том числе в
социальной
сети в ВК)
Памятка
Беседы
Январь
Выставка
совместного
творчества
Конкурсы
Наглядная
информация
Папкипередвижки
Консультации
Беседа
Совместные
мероприятия
Фотовыставка
Февраль
Наглядная
информация
Папкипередвижки
Консультации
(в том числе в
социальной
сети в ВК)
«День Конституции
Российской Федерации»
«Влияние рисования на
«Нужен ли дневной сон ребенку?»
развитие дошкольников»
«Рисование в жизни вашего ребенка»
«Защита прав ребенка.
«Как с детьми учить стихи»
Жестокое обращение. Что
«Безопасность ребенка на Новый год»
это такое?»
«Покормите птиц зимой»
«Покормите птиц зимой»
«Новый год в кругу семьи»
«Как сделать новогодние
«Посещение новогодних утренников»
торжества безопасными в
своем доме»
«Если ребенок грызет
Что сказать ребенку про Деда Мороза и
карандаши»
Снегурочку»
«Если ребенок дерется»
«Варежки или перчатки»
«Новогодний букет»
Муниципальный конкурс «Игрушек елочных мерцанье»
«Учимся наблюдать за
«Учимся наблюдать», «Когда на улице
изменениями в природе.
снег»
Давайте поиграем,
почитаем»
«Профилактика зимнего
травматизма».
«Здоровье детей в зимний
«Утренняя гимнастика в жизни ребенка»
период»
«Безопасность зимой»
«Как научить кататься
«Здоровье детей в зимний период»
ребенка на коньках»
«Пушистые воспитатели»
«Как выбрать спорт для
ребенка?»
«Почему ребенку нужна
«Чем занять ребенка, когда на улице
игра»
мороз», «Если ребенок левша»
«Внимание опасность.
Тюбинг»
«Ледяная горка» (постройка ледяной горки совместно с родителями)
«Зимние забавы»
«Учимся наблюдать за
изменениями в природе.
Давайте поиграем,
почитаем»
«День Российской Науки»
«Международный день
родного языка»
«Дорога не место для игр»
«Инструкция по воспитанию
красноречивого ребенка»
«Знакомим детей с
профессиями»
«Как воспитать защитника»
«День защитника отечества»
«Как воспитать защитника»
«Правила безопасного дорожного
движения в зимнее время года»
Для чего нужно детское автокресло?
Рекомендации по воспитанию трудовому
воспитанию
«Маленький помощник».
Беседы
Март
Совместные
мероприятия
Папкипередвижки
Наглядная
информация
Консультации
Беседа
Совместные
мероприятия
Апрель
«Здоровое питание детей»
«Как приобщить ребенка к
русской культуре»
«Иммунитет у детей»
«Театр и дети»
«Учим завязывать шнурки»
«Причины конфликтов у
детей дошкольного возраста
и выход из них»
Праздник, посвященный
Международному женскому
дню «8марта»
Памятка
«Учимся наблюдать за
изменениями в природе.
Давайте поиграем,
почитаем»
«День книги»
«Растим будущего читателя»
«День Космонавтики»
«Праздник весны и труда»
«22 апреля – Всемирный
День Земли»
«Веселые старты. Занятия с
детьми весной дома и на
улице»
«Огонь друг, огонь враг»
«Как уберечь малыша от
плохих слов»
«Обидчивый ребенок»
«Как весной одеть ребенка»
Экскурсии,
походы
Совместный с родителями
поход на природу
Папкипередвижки
Наглядная
информация
«Учимся наблюдать за
изменениями в природе.
Давайте поиграем»
«День славянской
письменности и культуры»
1 июня – «Международный
день защиты детей»
Наглядная
информация
Папкипередвижки
Консультации
(в том числе в
социальной
сети в ВК)
Беседы
Май
«Правое и левое»
«Если ребенок обманывает»
Праздник, посвященный
Дню защитника отечества
«Учимся наблюдать за
изменениями в природе.
Давайте поиграем»
«8 Марта»
«Правила поведения на дороге»
Праздник, посвященный Дню защитника
отечества
«Давайте почитаем. Развиваемся играя.
Игры на прогулке
Учимся наблюдать»
«История праздника 8 Марта»
«Матрешка самая известная народная
игрушка»
«Как одеть ребенка весной?»
«Дети и театр»
«Иммунитет у детей»
«Детское конструирование»
«Значение режима дня в жизни ребенка»
«Что делать, если ребёнок не кушает в
детском саду».
Праздник, посвященный
Международному женскому дню
«Учимся наблюдать»,
«Международный день детской книги»
«Зачем читать детям книги?»
«Какие сказки читать детям перед сном»
«Правила поведения на природе»
«Как научить ребенка заботиться о зубах»
«Если ребенок кусается»
«Как весной одеть ребенка»
«Давайте почитаем. Развиваемся играя.
Игры на прогулке
Учимся наблюдать», «День победы. Что и
как рассказать ребенку»
Консультации
(в том числе в
социальной
сети в ВК)
Совместные
мероприятия
Родительское
собрание
Семейный
конкурс
Презентация
Памятки
Праздники
«Как рассказать ребенку о
войне?»
«Чем заняться детям летом»
«Эксперименты для детей 57 лет»
«Воспитание любви к
природе»
«Лето красное и опасное»
«Зачем надевать ребенку
головной убор летом»
Всероссийская акция
«Бессмертный полк»
Митинг, посвященный Дню
Победы
«Чему мы научились……»
Мониторинг на конец
учебного года
«Зачем надевать ребенку головной убор
летом»
«Конъюнктивит у детей»
«Чем заняться детям летом»
«Вот и стали мы на год взрослее…»
Мониторинг на конец учебного года
Оформление веранд и участков
«Из жизни нашей группы»
«Берегись клеща!»
«Осторожно, открытое окно
– угроза для ребенка!»
«Выпускной бал»
«Из жизни нашей группы»
«Об опасности пластиковых окон»
«Осторожно, клещи!»