Положение Русская изба

МАОУ «Тисовская СОШ-ДС» Суксунского района Пермского края
ПРИНЯТО:
Решением
педагогического
совета
Протокол № 1
от «30» августа 2020
г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ
____________Н.В.Федосеева
Приказ № 385
от «30» августа 2020 г.

Положение о Мини-музее
«Русская изба»

Содержание:
1.Общие положения
2. Цели и задачи
3. Содержание и формы работы
4. Руководство работой музея
5. Учет и обеспечение сохранности фондов
6.Программа мини–музея русского быта на учебный год

1. Общие положения
1.1. Мини-музей является тематически систематизированным собранием
подлинных памятников истории, культуры русского быта, комплектуемым,
сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами.
В пространстве мини-музея осуществляется образовательная деятельность с
детьми дошкольного возраста. Средствами музейной педагогики воспитание
детей проходит более эффективно и комфортно.
1.2. Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в
мини-музее народного быта «Русская изба» не входят в состав основного
материального фонда ДОУ, а их учет и сохранность входит в обязанности
ответственного лица, назначенного приказом по учреждению.
2. Цели и задачи
2.1. Мини-музей народного быта «Русская изба» способствует
осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников на
лучших традициях нашего народа, в духе патриотизма, бережного отношения
к памятникам истории, культуры и природы. Обогащение воспитательнообразовательного пространства новыми формами работы с детьми.
2.2. Задачами мини-музея являются:
- создание условий для восприятия сведений об историческом прошлом и
культуре русского народа;
- приобретение дошкольниками элементарных знаний об истории и
культуре своего народа.
- воспитание чувства гордости и уважения к нашим предкам;
- знакомство детей с познанием быта и традиций русского народа;
-развитие связной речи детей; обогащение и активизация словаря
детей,
обучение свободно мыслить, фантазировать;
- развитие познавательного интереса детей.
3. Содержание и формы работы
3.1. Руководитель мини-музея народного быта «Русская изба» проводит
следующую работу:

изучает литературно-исторические источники, соответствующие
профилю уголка народного быта «Русская изба»;

систематически пополняет фонды мини-музея народного быта
«Русская изба» путем активного поиска, используя различные формы
поисковой работы (туристские походы, путешествия, беседы с родителями,
привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников
дошкольного учреждения и населения и др.);

обеспечивает сохранность предметов уголка народного быта «Русская
изба», организует их учет;

создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные
выставки;

проводит экскурсионно-лекторскую работу для воспитанников
дошкольного образовательного учреждения и населения;

оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов уголка
народного быта «Русская изба» в воспитательно-образовательном процессе
дошкольного учреждения.


4. Руководство работой музея
4.1. Работа Мини-музея народного быта «Русская изба» организуется на
основе самоуправления. Педагогическое руководство работой музея
осуществляется руководителем мини-музея и старшим воспитателем,
назначенным приказом директора МАОУ по решению педагогического
совета дошкольного учреждения.
5. Учет и обеспечение сохранности фондов
5.1. Весь собранный материал составляет фонды мини-музея народного быта
«Русская изба» и учитывается в перечне экспонатов «Русская изба».
5.2. Фонды делятся на основные (подлинные предметы и документы) и
вспомогательные (схемы, копии, муляжи и др.).
6. Программа мини–музея русского быта на учебный год
Направление: русское народное творчество, изучение обычаев и
традиций народов России(этнография).
Пояснительнаязаписка
Этнография (от греческого слова «этнос» - древний)- наука,
изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время
под этносом понимается «исторически сложившаяся этническая общность–
племя, народность, нация».
Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев
и обрядов, проследить их развитие. В работе красной нитью проходит тема
взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, что помогает детям
ощутить себя в потоке времени, найти там свое место и, в конечном счете,
способствует формированию у них исторического сознания. Став
элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение
символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.
Мини -музей «Русская изба» в ДОУ был создан с целью:
-осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация
воспитанников ДОУ.
Задачи:
- включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию
и пополнению мини -музея;
- способствовать формированию представлений о формах традиционного
семейного уклада;
- ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей;
- формировать чувство любви к Родине, к Отечеству на основе
изучения русских народных традиций;

- способствовать

обогащению представлений участников проекта о
системах традиционного народного календаря, семейной обрядности и
народной памяти с точки зрения значимости для жизни Отечества;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и
беречь красоту русского быта.
Работа в музее строится на общепринятых принципах работы:
Наглядность. Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный
и практический материал:
- русская печка, деревянная лавки, посуда, утварь,
- прялка, кружева, вышивки, старинные полотенца;
- лоскутное одеяло; наволочка (вышитые гладью) и т.д.
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла
фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов,
связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом,
традициями, окружающей природой.
Интерактивность. В музее русского быта воссоздана уютная обстановка
русской избы. Ежегодно (периодически) музей будет, пополняется
экспонатами.
Содержанием работы музея русского быта является:
- проведение тематической НОД для дошкольников;
- посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и
гостями ДОУ.
-экскурсии: «Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы
обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом: вышивка, шитье»,
«народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники»,
«деревенская улица: народные календарные праздники круглого года», и
др.;
- тематические выставки: «Предметы крестьянского быта», «Народный
костюм», «Горница», «Самовар», «Обитатели избы – их место»,
«Домашние животные – их роль в жизни русского крестьянина», «Женское
ремесло» и другие;
- организация народных, фольклорных досугов и развлечений для
дошкольников.
Формы деятельности музея русского быта:
- НОД в комнате русского быта (знакомство с предметами);
- работа в комнате русского быта как часть НОД (создание образов,
погружение в атмосферу старины);
- тематические досуги в комнате русского быта («Русские народные
посиделки», «Рождественские колядки», Подблюдные вечерки»,
«Масленица», «Верба, вербочка», «Пасха».
Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.
1. Беседа с родителями на тему «Фольклор – как средство
патриотического воспитания ребенка»
2. Изготовление родителями книжек –малышек «Моя первая колыбельная»
(родители детей групп).

3. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для

Матрешки».
4. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия».
Консультация для педагогов
1. «Балалаечка–душа русского народа».
2. Консультация
«Артикуляционная,
пальчиковая
гимнастика
и
дыхательные голосовые упражнения
– основа для закрепления произношения звуков у дошкольника».
Типы НОД тематические, интегрированные:
- демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды,
репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение);
- обыгрывание обрядов и традиций народных праздников;
- продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация,
шитье и декорирование).

ПЛАН РАБОТЫ МИНИ МУЗЕЯ
«РУССКАЯ ИЗБА»
Тематический план
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Подготовител
ьнаягру
ппа
Экскурсия в минимузей:
«Быт
русского
народа(мебель).
Утварь деревенского
дома».

Старшаягруппа

Средняя группа

Вторая
младшая
группа
Экскурсия
в
мини- Экскурсия в мини- Экскурсия
в
музей:
музей: «убранство мини-музей:
«Рассказ обустройств
дома. Сравнение с «Внешний
вид
русской избы.
современной
крестьянской
Без печи изба – не изба». мебелью».
избы».

Знакомство
с
предметами быта:
«Любят
в
праздники
рядиться
наши
русские девицы»
Русский
национальный
костюм.

Знакомство
с
предметами
быта:
«Посуда
деревянная.
Посуда глиняная».

Знакомство с
предметами
быта: сундук,
прялка,
веретено,
рубель, корыто
ит. д.
Сравнение
с
современной
бытовой техникой.

Знакомство
с
предметами быта:
«Внутреннее
убранство избы»

Ноябрь

Беседа: «Что я знаю о
родном городе».
Дидактические игры:
«Заешь ли ты
свой город?».
Выставка семейных
фотографий:
«Отдых в родном
краю».

Вот в какой чудной
одежде ходили люди
прежде. Праздничная
русская
женская
одежда.
Мужская
русская
(праздничная
и
повседневная) одежда.

Печь
в
русском
доме.
Сравнение с
современны
ми
аналогами:
(электро- и
газо-плитами,
СВЧ)

Мебель Люлька.
Игровые
ситуации:
укладывание
куклы
спать,
пропевание
колыбельных
песен.

Декабрь

Досуг
«Лучший
знаток села»

Лапти – лапоточки.
Дети,
в
гости
наряжайтесь
Беседа: празднование
Нового года на Руси.

Кухонная
утварь
(самовар,
доски и т. д.)
Сравнение с
современной
кухонной
утварью.

Домашняя
утварь.
Материалы
изготовления:
дерево, глина,
ткань.

Надворные
Постройки для
содержания
домашних
животных.
Сельскохозяйствен
ные орудия
труда.
Чтение
художественной
литературы:
«Гуси- Лебеди».

Орудия труда:
топор, пила,
лопата, молоток,
прялка.

Январь

Беседа: «Как сахар на Мои любимые игрушки.
стол
попал?
Кто Русские народные игры
работает в селе?»
зимой.
Игры
–
забавы
с
домовёнком.

Февраль

Твоя улица, твой дом, Русские промыслы:
твой двор.
-дымковская игрушка;
Конкурс творческих -хохлома (утварь).
работ «Вот мой дом
родной»

Март

Народные
музыкальные
инструменты.

Апрель
Май

Русский
фольклор Кукла-свёртка.
(потешки, колыбельные)
Чтение
русской
народной
сказки:
«Хаврошечка»
Сюжетно-ролевая
Роспись матрешек.
Народные
игра: «Путешествие в
музыкальные
прошлое».
инструменты.
Изучение творчества Игры-занятия:
Обрядовые блюда
художников,
Деревенский
двор. русской кухни.
рисующих природу Русские хороводы.
края.
Выставка рисунков
«наши дети рисуют
любимый город»

Чтение
художественной
литературы:
«Маша
и
медведь».
Кукла-свёртка.

Роспись
кухонной доски.
Народные
музыкальные
инструменты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».